Нарушает ли законодательство рассылка через Viber?
Юридическая фирма «АВЕНТА».
Вопрос: Является ли рассылка рекламных сообщений без получения согласия абонента посредством приложения Viber нарушением законодательства РФ?
Ответ: По состоянию на сентябрь 2016 года сложилась ситуация, при которой невозможно однозначно охарактеризовать правомерность подобных действий.
Департамент консультаций и судебной защиты юридической фирмы «АВЕНТА» предупреждает, что рекламораспространитель нарушает закон «О рекламе» при осуществлении маркетинговой активности в мессенджерах, если не сможет доказать согласие на получение рассылки абонентом. Однако ФАС создала прецедент, заявив, что мессенджеры не являются средствами связи, и риски при их использовании лежат на абоненте.
Нарушение закона "О рекламе"
Рассмотрим подробнее положение дел, которое характеризует законодательную базу и позицию регулятора по поводу распространения рекламных сообщений через мобильные приложения.
С одной стороны, рассылка рекламных сообщений без получения предварительного согласия абонента, используя электронные виды связи, противоречит части 1 статьи 18 федерального закона “О рекламе”. Мобильные приложения (мессенджеры), которые можно использовать для связи с другими абонентами, также должны регулироваться данной нормой закона. Применение закона «О рекламе» к злостным распространителям рекламы имеет важное ограничение: абонентский номер, с которого отправляются сообщения маркетингового характера, должен быть зарегистрирован в России. Необходимо добавить, что мобильные операторы не несут ответственность за действия пользователей сервисов мгновенных сообщений.
С другой стороны, регулятор в лице Федеральной монопольной службы с недавнего времени отказывается рассматривать мессенджеры как средства связи, аналогичные телефонной (мобильной) связи и электронной почте. Утверждается, что мессенджер – это сервис, а не средство связи, таким образом на него не распространяется норма закона «О рекламе». Пользователь, установивший приложение (мессенджер), несет полную ответственность за его использование и пользуется им на свой страх и риск. Регулятор призывает пользователей бороться со спамом по средством блокировки нежелательных сообщений. ФАС подчеркивает в своем комментарии, что иностранные мессенджеры не таргетированы на территорию РФ. Деятельность мессенджеров, по мнению ФАС, должна регулироваться законодательством страны-происхождения, например, США, штат Калифорния в случае с приложением WhatsApp.
Обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС)
Заявления ФАС могут быть признаны неправомерными, если пользователи, не получившие защиты от регулятора, будут подавать жалобы в прокуратуру и арбитражный суд о незаконном бездействии, нарушающем права гражданина.
Пользователи мобильных приложений-мессенджеров, которые пострадали от назаконной рекламной деятельности, также могут подать заявление в ФАС. Заявление должно быть направлено в письменной форме и содержать следующую обязательную информацию:
- Ф.И.О. заявителя;
- данные о регистрации по месту жительства заявителя;
- наименование рекламодателя;
- описание факта незаконного распространения рекламы с указанием времени, места, способа получения рекламного сообщения заявителем;
- требования заявителя.