Подарки «дорожной карты»
Журнал «Корпоративный юрист. Практикум» № 4, апрель 2014
Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы "АВЕНТА"
«Дорожная карта» включает в себя ряд законодательных инициатив, призванных улучшить условия ведения бизнеса в России. Чем законодатели порадуют отечественных предпринимателей?
1. Исключение из законодательства требования о предварительной оплате уставного капитала ООО не менее чем наполовину и об открытии временного (накопительного) счета в банке для оплаты уставного капитала. Установление обязанности оплаты уставного капитала в срок, не превышающий 2–4 месяца со дня государственной регистрации ООО.
Предлагаемые изменения направлены на сокращение времени, затрачиваемого на старт нового бизнеса.
Сегодня учредитель вынужден дважды обращаться в банк – до регистрации юридического лица для открытия счета и предварительной оплаты уставного капитала и после - для создания текущего расчетного счета организации.
Однако на практике требование о предварительной оплате уставного капитала практически не исполняется, т. к. соблюдение данного положения закона никем не контролируется.
Для чего нужна предварительная оплата уставного капитала? Для того, чтобы общество с самого начала своего существования не набрало долгов, по которым ему нечем отвечать. Но, учитывая небольшой минимальный размер уставного капитала, выглядеть добропорядочными могут даже фирмы-однодневки, соответственно, норма не выполняет своих защитных функций.
В то же время предусматривается и некоторое ужесточение правил формирования уставного капитала. Сейчас его часть, не оплаченную на момент государственной регистрации общества, необходимо внести в течение года с момента государственной регистрации последнего. Предлагаемой нормой указанный срок уменьшается, однако он продолжает оставаться достаточным для оплаты уставного капитала.
2. Введение права ООО использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Предполагается использование нескольких типовых форм, что необходимо учитывать при подаче заявления на регистрацию организации. Данное нововведение, как ожидается, будет способствовать:
- снижению расходов предпринимателей на разработку собственного устава ООО;
- сокращению времени на проверку учредительных документов контрагентов;
- упрощению работы налоговых органов.
Следует отметить, что информация о размере уставного капитала общества, его полное и сокращенное название, а также адрес регистрации будут указаны только в ЕГРЮЛ.
При этом типовой устав в форме бумажного или электронного документа предоставлять в регистрирующий орган не потребуется.
Кроме того, предпринимателям смогут сменить типовой устав общества на индивидуальный и наоборот.
3. Исключение необходимости свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем.
Отмена необходимости нотариального удостоверения подписи позволит сократить как финансовые, так и временные затраты малого бизнеса, где собственник часто является также и руководителем общества.
Большим шагом вперед стала возможность подачи заявления на государственную регистрацию юридического лица и получения документов в регистрирующем органе представителем заявителя, действующим на основании доверенности. Данное нововведение ориентировано в основном на средний и крупный бизнес и устраняет пробел в законодательстве, в результате которого руководителям больших холдингов приходилось лично ездить в налоговый орган для представления документов.
4. Отмена обязательности печати для юридических лиц.
Данное предложение является одним из самых спорных и вызывает активные дискуссии.
Разумеется, плюсы в отказе от печатей имеются. Например, в настоящее время довольно широко распространена подделка печатей. Фирмы, их изготавливающие, зачастую не требуют никаких подтверждающих документов у заказчика.
В качестве альтернативы печати предлагается использовать электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП), что усложнит процесс подделки документов и позволит соблюдать чистоту процедур. Но возникает вопрос о готовности как бизнес-сообщества, так и государственных органов к такой замене. Несмотря на более высокую степень надежности ЭЦП, процедура ее получения, сложность использования и, конечно же, стоимость снижает заинтересованность в ней малого бизнеса.
В то же время в случае отмены обязательности печати возрастает риск недоверия к документам, оформленным только подписью, что, как следствие, может повлечь увеличение оборота нотариально заверенных бумажных документов.
К вопросу отмены печати нельзя подходить формально. Необходимо тщательно продумать механизм реализации данной инициативы с учетом интересов предпринимателей и возможностей государственных органов.
Другие мероприятия «дорожной карты»
- Отмена обязанности налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), связанной с уведомлением налоговых органов и государственных внебюджетных фондов по месту нахождения юридического лица и месту жительства индивидуального предпринимателя, об открытии или закрытии расчетного счета.
- Создание call-центра для консультаций по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющего им получить необходимые разъяснения как в режиме онлайн на Едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru), так и по телефону.
- Разработка и внедрение системы организации пространства помещений регистрирующих органов (стенды, указатели, звуковые и письменные объявления, информационные табло и консультационные окна).
- Создание на Едином портале государственных услуг специализированного раздела, обеспечивающего информирование о процедурах регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащего пошаговую систему подготовки к ней, а также позволяющего отслеживать в режиме онлайн процедуры рассмотрения заявления о государственной регистрации и направлять соответствующие уведомления в «личный кабинет» заявителя на сайте.
- Обеспечение возможности бесплатного онлайн-доступа любого интернет-пользователя к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.