Московская инспекция ФНС № 50 пытается переложить на брокера 12,85 млн руб. пени и 9,85 млн руб. штрафа за не уплаченный ее клиентами в 2003-2005 годах подоходный налог
По Налоговому кодексу брокер выступает агентом своего клиента и удерживает
с него подоходный налог при выплате денег или автоматически по окончании
года. Но в случае брокера "Атона" на счете трех клиентов не
было средств, компания уведомила об этом инспекцию, чтобы она самостоятельно
взыскала налоги. В итоге 49,6 млн руб. налогов так и не были уплачены,
а во время выездной проверки "Атона" в 2006 году инспекция
выставила брокеру санкции за просрочку платежей. Налоговики обнаружили,
что в конце 2005 года клиент получил маржинальный кредит от брокера.
С него и нужно было удержать налоги, считает инспекция (говорится в
материалах суда).
С маржинального займа нельзя удержать налог, эти деньги не передаются
клиенту, а выплачиваются непосредственно в оплату сделки, заключенной
клиентом через брокера, объясняет директор юрдепартамента "Атона"
Олег Сорокин. По действовавшей тогда редакции НК нужно уплатить налог
в первый рабочий день года (с 2008 года срок - в течение всего января),
считает Сорокин, раз средств не было, инспекция должна сама взыскать
деньги с налогоплательщика.
"Атон" успешно оспорил претензии налоговиков в первой инстанции
и апелляции. Но кассационный Арбитражный суд Московского округа отправил
дело на новое рассмотрение в первую инстанцию (рассмотрение уже началось).
Суд согласился, что на тот момент брокер по возможности должен был удержать
налоги по состоянию на первый рабочий день, но признал возможность удержания
средств из займа. "К средствам налогоплательщика относятся и средства,
полученные им в качестве займа, независимо от целей, для которых заем
предоставлен", - отмечено в решении суда.
Ведомости