Услуги

Патентное ведомство решит, может ли изобретенный 100 лет назад в США соус «Тысяча островов» быть собственностью Преображенского молочного комбината (ПМК)

ПМК в 2005 г. начал производство салатного соуса под названием «1000 островов» и подал заявку на регистрацию одноименного товарного знака. Получив в июне 2007 г. регистрацию на знаки «Тысяча островов» и «1000 островов» для выпуска напитков и бакалейных товаров, комбинат потребовал компенсацию в 7 млн руб. за незаконное использование знака у компании «Натуральный продукт», производящей под зонтичным брендом «Пиканта» различные соусы, в том числе и «1000 островов», вспоминает менеджер по маркетингу «Натурального продукта» Денисс Люто.
Юристы «Натурального продукта» сочли претензии ПМК некорректными, потому что рецепт соуса и его название являлись общеизвестными, и стали готовиться к защите бренда. Затраты на сбор доказательств и юридические консультации за несколько месяцев превысили 300 000 руб., но тут выяснилось, что ПМК предъявил претензии и другим производителям соуса — «Балтимору», Unilever и Heinz, рассказывает Люто.
Защитники общедоступности «1000 островов» уже одержали первую победу над ПМК. В прошлом году они отправили жалобу на комбинат в ФАС, обвинив ПМК в недобросовестной конкуренции. В конце октября УФАС по Москве признало, что приобретение ПМК исключительных прав на товарный знак «Тысяча островов» противоречит «принципам добропорядочности, разумности и справедливости, направлено на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности», и оштрафовало комбинат на 100 000 руб. В своем решении УФАС ссылается на то, что рецепты спорного соуса неоднократно публиковались в кулинарных сборниках, а сам соус конкуренты начали производить в России задолго до того, как ПМК получил регистрацию. «Часто бывает, что производитель товара по разным причинам не регистрирует его в Роспатенте. А другая компания получает регистрацию этого товарного знака и предъявляет претензии производителю. Это запрещается статьей 14, часть 2, закона «О защите конкуренции», — объяснила Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы ФАС.
Ведомости