Меры, направленные против уклонения от налогообложения
ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 проинформировала по вопросам
ответственности, в том числе материальной, налогового органа за необоснованный
отказ в возмещении НДС, законодательного закрепления понятий «должная
осмотрительность» и «добросовестность», а также введению моратория на
внеплановые выездные налоговые проверки на 6 месяцев. К письму прилагаются
таблицы «Меры, направленные против уклонения от налогообложения», «Распределение
бремени доказывания между налоговыми органами и налогоплательщиками
в различных странах».
В частности, в письме сказано, что в международной практике существует
два подхода к пресечению возможности получения налоговой выгоды налогоплательщиками
через уклонение от налогообложения или злоупотребление налоговым правом
— с помощью принятия специальных законодательных актов и наработанной
судебной практики.
Как показывает практика, в странах, принадлежащих к континентальной
системе права, бремя доказывания ложится на налоговые органы, а в странах
с англо-саксонской системой права — на налогоплательщиков. Необходимо
отметить, что и в странах с континентальной системой права (например,
Италии, Франции, Нидерландах и Норвегии) в отношении отдельных схем
уклонения от налогообложения применяются специальные правила, по которым
бремя доказывания ложится на налогоплательщиков. В некоторых странах
также проверяется, являются ли сделки «несоответствующими», то есть
преследуют ли они неналоговые цели/результаты.
В России судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции
добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений
в сфере экономики. В этой связи предполагается, что действия налогоплательщика,
имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны,
а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности,
достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом
оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах
и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для
ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся
в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Каждое
лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые
оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность
доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым
органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Российский налоговый курьер