Услуги

Меры, направленные против уклонения от налогообложения

ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 проинформировала по вопросам ответственности, в том числе материальной, налогового органа за необоснованный отказ в возмещении НДС, законодательного закрепления понятий «должная осмотрительность» и «добросовестность», а также введению моратория на внеплановые выездные налоговые проверки на 6 месяцев. К письму прилагаются таблицы «Меры, направленные против уклонения от налогообложения», «Распределение бремени доказывания между налоговыми органами и налогоплательщиками в различных странах».
В частности, в письме сказано, что в международной практике существует два подхода к пресечению возможности получения налоговой выгоды налогоплательщиками через уклонение от налогообложения или злоупотребление налоговым правом — с помощью принятия специальных законодательных актов и наработанной судебной практики.
Как показывает практика, в странах, принадлежащих к континентальной системе права, бремя доказывания ложится на налоговые органы, а в странах с англо-саксонской системой права — на налогоплательщиков. Необходимо отметить, что и в странах с континентальной системой права (например, Италии, Франции, Нидерландах и Норвегии) в отношении отдельных схем уклонения от налогообложения применяются специальные правила, по которым бремя доказывания ложится на налогоплательщиков. В некоторых странах также проверяется, являются ли сделки «несоответствующими», то есть преследуют ли они неналоговые цели/результаты.
В России судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В этой связи предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Российский налоговый курьер