ФАС обвиняет торговые сети в причастности к повышению цен на продукты
ФАС России получила дополнительные доказательства, свидетельствующие
о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен
на продовольственные товары, говориться на официальном сайте ФАС. Доказательства
были получены в результате проведения контрольного мероприятия по проверке
соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов
торговых сетей ПЯТЕРОЧКА (ОАО «Агроторг»); ОКЕЙ (ООО «О'КЕЙ»); ДИКСИ
(ЗАО «ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ»); ЛЕНТА (ООО «ЛЕНТА») с поставщиками продукции
на рынке розничной торговли г. Санкт Петербурга.
ФАС России проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками
товаров за 2005, 2006, 2007, первое полугодие 2008 года. Антимонопольную
службу заинтересовали условия поставки следующих групп товаров: молочные,
кисло-молочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо, колбасы; рыба;
бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.); соки, напитки. В каждой сети
было проанализировано не менее сорока договоров с поставщиками, также
дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной
проверки. Анализ практики соблюдения антимонопольного законодательства
при осуществлении расчетов торговых сетей позволяет сделать следующие
выводы:
- розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости
производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной
степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными
выплатами в пользу торговых сетей;
- доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и
пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов
поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного
увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей;
- с целью компенсации дополнительных выплат поставщикам товаров необходимо
пересматривать цены за поставляемый товар. Процесс пересмотра цен на
поставляемую продукцию динамичен и зачастую на прямую зависит от процесса
увеличения дополнительных выплат;
- увеличился строк отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми
сетями товар. Срок отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял
21-25 банковских дней. Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов,
входящих в группу лиц Х5 retail Group, в 2008 году увеличился до 45-50
дней, в ряде случае доходит до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути,
представляет собой краткосрочный коммерческий кредит.
Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую
деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций
- происходит перекредитование поставщиками торговых сетей, вместе с
тем, обслуживание такого кредитования осуществляют сами поставщики.
Вышесказанное полностью подтверждает позицию ФАС России по вопросу разработки
мер, направленных на оптимизацию взаимоотношений торговых сетей и поставщиков
товаров, в том числе в части сроков и условий платежей за поставленную
и реализованную продукцию, выраженную в ходе подготовки замечаний и
предложений в проект федерального закона «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», регламентирующего
данные взаимоотношения.
Пресс-служба ФАС