Претензии должны предъявляться своевременно
Претензии о несоответствии полученного товара условиям соглашения покупатель
вправе предъявить поставщику в оптимальный срок, каковым могут быть
неделя, месяц, но уж никак не год. На это указал ФАС Московского округа
в постановлении от 20 апреля 2009 г. № КГ-А41/2944-09. Как следует из
материалов дела, некое муниципальное предприятие обратилось в арбитражный
суд с требованием обязать коммерческую организацию заменить товар, не
соответствующий ассортименту по контракту. Все бы ничего, вот только
с момента поставки продукции (30 лицензионных копий программного обеспечения
на сумму около 250 тыс. руб.) прошло больше года.
В ходе судебного разбирательства «муниципалы» упирали на то, что просто
не имели возможности убедиться в соответствии товара выдвигаемым в договоре
требованиям на момент его приемки. Судей, однако, такой довод не убедил.
Они обратили внимание на то, что в договоре купли-продажи, заключенном
между истцом и ответчиком, предусмотрен десятидневный срок для представления
акта с перечнем дефектов или с указанием объема недопоставленной продукции.
Кроме того, они напомнили, что в силу пункта 1 статьи 513 Гражданского
кодекса принятые товары покупатель должен осмотреть в срок, определенный
законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового
оборота. В случае обнаружения брака или каких-либо «номенклатурных несоответствий»
представители компании-истца должны были сообщить поставщикам о своем
отказе от товара в «разумный срок» после его получения (п. 4 ст. 468
ГК). Срок направления претензии о несоответствии товара по истечении
года после поставки судьи разумным не сочли. Федеральное
агентство финансовой информации