Права потребителей защитили «заочно»
Роспотребнадзор вправе привлечь фирму или ИП к ответственности за нарушение
прав потребителей в течение года со дня совершения проступка даже при
отсутствии жалоб конкретных покупателей. К такому выводу пришли участники
Президиума ВАС, рассмотрев накануне дело № А63-3865/2008-С6-21, нивелировав
тем самым мнение своих нижестоящих коллег о том, что в таком случае
ревизорам отводится лишь два месяца.
Итак, представители ставропольского управления Роспотребнадзора 27 октября
2007 г. в ходе проверки выявили, что предприниматель осуществляет торговлю
шоколадными изделиями с ценниками неустановленного образца – на них
отсутствовали наименование товара, дата составления, подпись ответственного
лица.
К административной ответственности – штрафу в 1,5 тысячи рублей по статье
14.15 КоАП коммерсант был привлечен лишь 17 апреля 2008 года, в связи
с чем на его сторону встали судьи трех арбитражных инстанций. Они согласились
с тем, что нарушение, как говорится, налицо, но в то же время отметили:
проверка, в ходе которой оно было выявлено, «проводилась не по жалобе
конкретного покупателя, на которого распространяется действующее законодательство
по защите прав потребителя». А раз так, то к нему применяется не годичный
срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5
КоАП, а двух двухмесячный. В него-то ревизоры как раз и не вписались.
Однако участники «тройки судей» ВАС в определении от 25 марта 2009 г.
№ 872/09 вернули все на круги своя. Они отметили: из цели законодательства
о защите прав потребителей, а также из существа допущенного правонарушения
можно сделать вывод о том, что оно непосредственно посягает на права
потребителей. При таких обстоятельствах срок давности составляет именно
год. В подтверждение правильности такого подхода они сослались на постановление
Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. № 10. Президиум Высшего Арбитражного Суда
признал точку зрения «тройки» вполне объективной. Федеральное
агентство финансовой информации