Правительство России одобрило поправки во «второй антимонопольный пакет законов», подготовленные ФАС России к рассмотрению во втором чтении в парламенте
22 июня 2009 года Правительство Российской Федерации одобрило поправки
в проект федерального закона № 148357-5 «О внесении изменений в Федеральный
закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации» и проект федерального закона № 148369-5 «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Поправки
были подготовлены Федеральной антимонопольной службой к рассмотрению
во втором чтении Государственной Думой Российской Федерации. «Рассчитываю,
что это позволит депутатам оперативно завершить работу с этими поправками,
да и с законом в целом. И тем самым - вооружить Федеральную антимонопольную
службу более совершенным инструментом поддержания честных и справедливых
правил конкурентной борьбы, защиты потребителей от недобросовестных
действий монополистов», - заявил Председатель Правительства Российской
Федерации В.Путин на вчерашнем заседании Правительства.
Поправки предусматривают:
- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего
субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия
обращения товара на рынке;
- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного
метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара
расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с
ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).
В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться
«ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры
затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок
соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального
закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля».
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого
лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений,
ограничивающих конкуренцию (картелей).
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной
по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего
числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном)
капитале хозяйственного общества или товарищества).
- право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного
объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с
антимонопольным органом стартовой цены на продукцию и порядке ее расчета
при продаже на товарной бирже, а также запрет руководителей доминирующих
субъектов, продающих по предписанию антимонопольного органа часть товаров
на бирже, входить в органы управления такой биржей.
- установление пятилетнего срока давности возбуждения и рассмотрения
дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Также поправки предусматривают введение в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений
в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих
повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской
деятельности, участвующих в таких торгах. В частности предлагается установить
административную ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов
малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов
на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого
заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального
контракта.
ФАС России предложила, а Правительство России поддержало идею дисквалификации
на срок до трех лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющим таким положением.
«Указанная мера административной ответственности может применяться как
альтернативная административному штрафу», - полагает Игорь Артемьев.
Пресс-служба
ФАС России