Услуги

Закон «О торговле» отменит бонусы для ритейлеров и не будет предусматривать госрегулирования цен

На совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова торговые сети, аграрии, представители Минпромторга, ФАС и регионов согласовали компромисс, на основе которого будет составлен окончательный проект закона "О торговле". Его 13 июля рассмотрит президиум правительства — в проекте не будет прямых и постоянно действующих ограничений цен, ограничений по работе супермаркетов по времени и крупных преференций аграриям. Сети потеряют возможность брать с производителей продовольствия любые бонусы, кроме бонусов за объемы продаж.
Прежде всего правительство окончательно отказалось от введения прямого госрегулирования цен. В законопроекте,договорились упомянуть лишь возможность вмешательства правительства в ценообразование в виде госрегулирования наценки в исключительных случаях, связанных с макроэкономическими форс-мажорными обстоятельствами.
Вчера было определено, что отношения между торговыми сетями и производителями-поставщиками товаров будут регулироваться договорами о поставках и услугах. Ранее предлагавшиеся "соглашения добросовестной практики" в законопроекте также будут отражены, но пункт о них не будет носить обязательный характер. Определились стороны и со сроками возврата денег торговыми сетями производителям-поставщикам продовольственных товаров. Президиуму правительства предлагается утвердить следующую формулу. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней, в том числе и для замороженного мяса, срок возврата денег предлагается установить в 10 банковских дней с момента приемки товара. Для продуктов питания сроком годности до 30 дней — 30 дней. Для остальных продуктов питания, кроме алкоголя и табака,— 45 дней. Для алкоголя и табака предлагается установить порог в 75 дней.
В законопроекте предлагается предусмотреть и возможность продажи в розничной торговле продовольственных товаров по ценам ниже закупочных. Однако такая продажа разрешается, только если до окончания срока реализации товара осталось менее 20% от общего срока годности товара — и для товара под собственными брендами сетей. Вчера же было окончательно решено отказаться законодательно закрепить практику "платы за вход в сеть". Из законопроекта решено исключить все упоминания оплаты услуг, листинга, кроме премий торговым сетям за объем реализованной продукции, так называемой объемной скидки. Напомним, это самый серьезный из существующих механизмов выбора поставщика сетями.
Решен и вопрос о том, где и как возможно размещение магазинов. От практики ограничения работы торговых сетей во времени решено полностью отказаться, как и от предоставления права регионам ограничивать развитие торговых сетей в регионах — это право останется только у федерального правительства (то есть у Минпромторга, который этого делать не намерен) и у судебной власти. Впрочем, ФАС все-таки получит право определять по согласованной 7 июля схеме порог доминирования сетей по принципу, отличному от тех, которые действуют в остальных отраслях. Наконец, еще один пункт консенсуса — дополнить законопроект нормой, обязующей торговую сеть резервировать не менее 20% "полочного пространства" для продуктов питания, произведенных на территории региона, в котором находится магазин. Уменьшение квоты возможно только по согласованию с региональными властями, и это явная уступка последним.
Самым масштабным вопросом, который не мог быть решен у первого вице-премьера, стал налоговый. Во время консультаций у Виктора Зубкова решено, что торговые сети и производители-поставщики совместно обратятся в правительство с предложением рассмотреть вопрос об отнесении поставщиками премий "за объем" на себестоимость и об отнесении убытков торговых сетей при реализации продукции также на себестоимость. КоммерсантЪ