Когда требование компенсации за использование товарного знака - злоупотребление правом?
СИП поддержал нижестоящие инстанции в деле об отказе от взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Истец сам приобрел товарный знак не для индивидуализации своих товаров и не может требовать от другого лица компенсацию за использование этого обозначения, если сам им никогда не пользовался.
Правообладатель товарного знака «ДАНИЛОВСКАЯ» узнал, что его конкурент использует сходное обозначение при продаже мясных изделий, в связи с чем обратился с требованием о взыскании с него компенсации. Однако суды отказались взыскивать компенсацию, мотивируя это тем, что истец злоупотребляет правом.
Злоупотребление правом выражалось в следующем. Ранее спорный знак принадлежал другому лицу, связанному с истцом. С него взыскали компенсацию, после чего, опасаясь возможного прекращения деятельности и стремясь защитить свою интеллектуальную собственность (то есть спорный товарный знак) это лицо заключило с истцом договор об отчуждении спорного знака. Однако уже через пару месяцев истец и первый правообладатель заключили лицензионный договор, по которому право использовать спорное обозначение перешло обратно первому лицу. При этом суды обратили внимание, что лицензионный договор был практически безвозмездным, в то время как истец потребовал с ответчика компенсацию в сотни раз больше этой цены.
Таким образом, истец самостоятельно никогда не использовал спорный товарный знак для индивидуализации своих товаров, а лишь «сохранил» его для другого лица. При этом целью регистрации обозначения в качестве товарного знака является именно индивидуализация собственных товаров.
В связи с тем, что истец сам никогда не пользовался товарным знаком, но потребовал с ответчика компенсацию, как если бы он его действительно использовал, суды посчитали, что он злоупотребляет правом. При этом злоупотребление правом является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
С делом можно ознакомиться по ссылке.
Если для Вас была полезна данная информация, то мы будем рады Вашему отзыву на Яндексе