Доля контрафакта в розничной торговле России составляет около 6 % от общего оборота, то есть примерно 525 миллиардов рублей в год
Эти цифры "вывели" авторы исследования "Изменение
масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке
потребительских товаров".
Вчера итоги этой работы были озвучены специалистами Государственного
университета - Высшей школы экономики, которые и проводили исследование.
По оценкам экспертов, контрафактный бизнес развивается неравномерно
и сильно отличается в зависимости от товарных категорий. Сейчас можно
выделить четыре сферы распространения контрафактной продукции: господствующее
распространение - 70-80 % (это всем известные нелицензионные CD, DVD
и программное обеспечение), сфера массового распространения - 30-40
% (одежда, обувь, а также алкогольная продукция), сфера широкого распространения
- 10-15 % (медикаменты и лекарственные средства, а также парфюмерия)
и сфера ограниченного распространения контрафакта на уровне примерно
1-2 % (чай, кофе и бритвенные лезвия).
Пока же в российских законах нет точного различия таких понятий, как
контрафакт, фальсификат и товар-имитатор. И в практике тоже не сложилось
окончательных определений, что нередко вызывает неоднозначные толкования,
когда участники рынка относят к контрафактным разные группы товаров
и действий. Общим для всех на сегодня является, пожалуй, лишь отношение
к подделкам фирменных товарных знаков и логотипов. А также к появлению
на рынке товаров-имитаторов, то есть к той продукции, которая выпущена
с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных
фирменных знаков или "сходной до степени смешения" с оригинальным
продуктом.
К тому же на рынке контрафакта появились новые тенденции - повысилось
качество упаковки и внешнего вида. Производство этих товаров в основном
"ушло" за пределы России, но зато их продажа заняла большое
пространство в Интернете. До Глобальной сети закон вообще еще "не
дотянулся", и сегодня, по словам исследователей, это "наиболее
широкая дорога контрафактного товара на рынок". Подробнее
об анти-контрафактном сервисе...
Российская газета