Услуги

Растет количество уголовных дел, возбужденных в связи с корпоративными захватами

В первом полугодии в производстве следственных подразделений находилось 323 уголовных дела, возбужденных в связи с корпоративными захватами, процитировал данные Следственного комитета генерал Юрий Шалаков. По оценке Торгово-промышленной палаты, на конец 2007 г. стоимость конфликтных активов достигала $7 млрд.
Нет даже четкого определения рейдерства, пожаловался в интервью ИТАР-ТАСС начальник департамента экономической безопасности МВД Юрий Шалаков. Рейдерские захваты, по его словам, подпадают под признаки более чем 10 составов преступлений - например, мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Однако в последнее время дела, возбуждаемые против рейдеров по этим статьям Уголовного кодекса (УК), стали разваливаться в судах, сетует источник в МВД.
Следственный комитет при МВД предложил ввести новый состав преступления - незаконное завладение корпоративным управлением в юрлице. Членам незаконных советов директоров будет грозить до 10 лет лишения свободы.
А зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков внес в Думу проект поправок в УК, дополняющих ряд его статей, например о мошенничестве и подделке документов, новым отягчающим обстоятельством в виде рейдерских захватов. Проект предлагает ввести специальное наказание даже за разбой с целью захвата предприятия в виде лишения свободы до 20 лет. Впрочем, Генпрокуратура и Верховный суд, по словам Гудкова, прислали отрицательные заключения.
Минэкономразвития подготовило масштабный пакет антирейдерских поправок в целый ряд законов. Еще в апреле 2007 г. он был одобрен в первом чтении, и до сих пор не определена дата его второго чтения. В документе, в частности, предлагается сосредоточить корпоративные споры в арбитражных судах по месту нахождения атакуемой компании. Проект ко второму чтению следует дополнить поправками по регулированию ведения реестра акционеров и его защите от рейдеров, говорит председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
Между тем сами рейдеры уже расширяют свой инструментарий. Например, они стали активнее использовать корпоративный шантаж. Впрочем, основными их методами остаются внесение фальсифицированных сведений в госреестр юрлиц, перерегистрация собственности компании, размывание пакетов акций через новые эмиссии, банкротства, создание параллельных советов директоров. Коррупция тоже остается "обязательным элементом в любой рейдерской схеме".