Суд освободил от налогов банковские бонусы
Президиум ВАС РФ принял сторону Ситибанка в споре с налоговой инспекцией, недовольной бесплатными подарками клиентам. Таким решением ВАС защитил любые банковские программы лояльности.
Налоговики обвинили Ситибанк в невыполнении в 2008-2009 гг. обязанностей налогового агента держателей дебетовых карт Citigold и кредитных Ultima. Клиенты со среднемесячным балансом более 1,3 млн руб. имели право бесплатно пользоваться услугами бизнес-залов в «Пулково-1» и «Пулково-2». Тем самым, по мнению налоговиков, 356 клиентов Ситибанка получили доход в натуральной форме и должны заплатить с него 13% налог. Поскольку банк налог не удержал и не уведомил о появлении дохода, инспекция оштрафовала его на 17 800 руб.
Суды первой инстанции и апелляции поддержали Ситибанк, решив, что отношения между ним и клиентами не носили безвозмездного характера: услуги оказывались в обмен на поддержание высокого баланса. Кассация же приняла сторону налоговиков: услуги получены безвозмездно — вместо процентов, которые клиент мог получить с находящихся на карте средств.
Тройка судей Высшего арбитражного суда (ВАС), куда пожаловался Ситибанк, в определении о передаче дела в президиум указала, что налог возникает здесь на общих основаниях — если совокупный доход от услуг превысил установленные Налоговым кодексом пределы. А если доход ниже, налог не возникает. В итоге президиум признал наложение штрафа незаконным.
Своим решением ВАС создал прецедент, и фактически защитил любые банковские программы лояльности от претензий со стороны налоговых служб.