Компании Apple не удалось зарегистрировать в России внешний вид iPad в качестве бренда
По мнению Apple Inc, прямоугольник со скругленными углами, на фоне которого помещены фирменные значки, некоторые из которых имеют самостоятельную правовую охрану, и изображение кнопки, может быть охраняемой товарной маркой. Палата по патентным спорам с этим не согласилась: иконки не делают iPad непохожим на продукцию конкурентов.
В апреле 2010 года это изображение было зарегистрировано Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в качестве охраняемого товарного знака под номером 1038970 в отношении товаров 9-го класса МКТУ (компьютеры, медиа-плееры, электронные органайзеры, GPS-навигаторы). Затем Apple Inc обратилась в Роспатент, чтобы получить охрану на него и в России, но в августе 2012 года компания получила отказ.
Аргументируя свой отказ, Роспатент ссылался на заключение экспертизы, согласно которому содержащееся в заявке Apple "обозначение" представляет собой всего лишь "реалистическое изображение электронных цифровых устройств", а каждая из иконок указывает на определенную функцию товара.
Apple попыталось оспорить отказное решение Роспатента в Палате по патентным спорам. В возражении, датированном 9 ноября 2012 года, компания пыталась убедить чиновников в ошибочности вынесенного решения, а основные доводы, так или иначе, сводились к известности внешнего вида iPad.
Apple согласилась с тем, что обозначение, которое она хочет зарегистрировать в качестве товарного знака, представляет собой "реалистичное изображение товара". Однако оно узнаваемо по иконкам, часть из которых сами являются брендами, а потому и все изображение можно зарегистрировать как охраняемый знак. Также юристы Apple подтвердили свою позицию результатами всероссийского опроса общественного мнения, которые подтверждали популярность знака.
Палате по патентным спорам не сочла эти доводы убедительными. Во-первых, члены ее коллегии решили, что 13 фирменных иконок Apple на экране нарисованного iPad не способны сделать его непохожим на планшетные компьютеры других производителей. Там же отмечается, что иконки "имеют маленький размер и занимают незначительную площадь" изображения, которое Apple захотела зарегистрировать в качестве бренда, а потому "каждая из них и все в целом не влияют на общее зрительное впечатление". По мнению коллегии палаты, оригинальные элементы, которые придавали бы изображению различительную способность, отсутствуют. Во-вторых, в Палате по патентным спорам усомнились и в объективности опроса, результаты которого предъявила Apple. "Был использован инструментарий, заведомо формировавший мнение респондентов", — сделали вывод члены коллегии. Дело в том, что вопрос был сформулирован следующим образом: "Скажите, пожалуйста, ассоциируется ли у вас изображение с продукцией компании Apple, такой как iPad, iPhone, iPod?"
В результате Палата сделала вывод о том, что "представленные документы не могут свидетельствовать о приобретении заявленным обозначением дополнительной различительной способности" и, согласно опубликованному накануне заключению, отказала Apple в предоставлении правовой охраны изображению iPad. Решение Роспатента оставлено в силе.