Кассационный суд проанализировал практику разрешения споров о госрегистрации юрлиц и ИП
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа представил на своем сайте проект обобщения судебной практики по вопросам применения положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и отметил, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа возможно только при наличии обстоятельств, указанных в статье 21.1 закона, и только в отношении лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица — общества из государственного реестра по решению регистрирующего органа.
В ходе рассмотрении дела суды выявили, что инспекция, установив признаки недействующего юридического лица, а именно непредставление обществом налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету, приняла решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. Информация о принятом решении опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации".
Так как заявитель фактически не прекращал осуществление своей деятельности, имеет в собственности объекты недвижимости, в пользовании на праве аренды земельный участок, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, полагая, что действия инспекции являются незаконными.
Проверяя на соответствие закону оспариваемые действия, суды обеих инстанций, пришли к выводу о нарушении регистрирующим органом порядка исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра и не установили у общества признаков недействующего юридического лица.
Согласно закону, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. При наличии одновременно всех указанных в рассматриваемой норме признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Оно должно быть опубликовано в органах печати. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Как было установлено судами, сведения о порядке и сроках направления заявлений, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, в информации, опубликованной в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии инспекцией решения о предстоящем исключении общества из реестра, указаны не были.
Установив нарушение порядка исключения из реестра юридического лица, признанного инспекцией прекратившим свою деятельность, а также выявив обстоятельства, свидетельствующие о фактическом осуществлении обществом деятельности, предусмотренной его уставом, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых действий регистрирующего органа.
Кассационный суд указал, что непредставление обществом налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету в рассматриваемом случае само по себе не является бесспорным основанием для исключения общества из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим, поскольку положения статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.