Госдуме рекомендовано принять поправки в АПК о пересмотре дел
На минувшей неделе Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству рекомендовал палате принять в первом
чтении законопроект "№" 343802-5 "О внесении изменений
в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный
Высшим Арбитражным Судом РФ еще в марте 2010 года. Предлагаемая дата
рассмотрения документа Госдумой - 2 июля 2010 года.
Законопроектом предлагается внести в ряд статей АПК РФ изменения, направленные
на усовершенствование порядка пересмотра арбитражными судами вступивших
в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правительство РФ, поддержавшее законопроект, высказало по его первоначальному
варианту ряд замечаний:
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается изложить статью 311 АПК
в новой редакции, разграничив основания пересмотра судебных актов на
новые и вновь открывшиеся обстоятельства. При этом абзацем четвертым
указанного пункта к вновь открывшимся обстоятельствам предложено отнести
обстоятельства по делу, которые существовали на момент принятия судебного
акта. Однако указанное определение вновь открывшихся обстоятельств представляется
неполным.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 21 января 2010 г. "№" 1-П (далее - Постановление), к вновь
открывшимся обстоятельствам относятся обстоятельства, которые не были
и не могли быть известны заявителю и суду в момент вынесения первоначального
решения. В этой связи необходимо абзац четвертый пункта 6 статьи 1 законопроекта
дополнить словами: ", но не были известны суду".
Абзацем пятнадцатым пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается отнести
к новым обстоятельствам определение (изменение) Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной
арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного акта,
по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, в
постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке
надзора.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
указал, что такой пересмотр допускается только при условии, что в соответствующем
постановлении содержится прямое указание на придание сформулированной
в нем правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими
фактическими обстоятельствами. Кроме того, в Постановлении отмечено,
что придание обратной силы правовой позиции Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации возможно только при условии, что это не ухудшит
положение гражданина в его отношениях с государством.
Данные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации должны
быть учтены в законопроекте путем внесения соответствующих изменений
в статью 317 АПК (пункт 12 статьи 1 законопроекта), считает правительство.
ПРАВО.RU