Тайна сия велика есть
Высший Арбитражный Суд РФ вторично рассмотрел дело [1] о недействительности
положений, касающихся комплектности вручаемого налогоплательщику акта
проверки [2].
Как и в первый раз [3], Cуд отказался удовлетворить требования налогоплательщика.
Тогда Cуд отметил, что НК РФ не содержит норм, обязывающих налоговые
органы предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе
в качестве приложения к акту. Такие документы хранятся в налоговом органе.
Ответчик по делу - Федеральная налоговая служба - придерживалась той
же формальной позиции. Дополнительно звучали доводы о том, что предоставление
налогоплательщику документов, полученных от третьих лиц и послуживших
основаниями доначислений, может раскрыть налогоплательщику налоговую
тайну этих лиц. Этого инспекции допустить никак не могут, пусть лучше
для налогоплательщика остается тайной то, за что он привлечен к ответственности.
Всерьез исследовался и вопрос о том, в чем же состоит нарушение прав
и законных интересов налого¬плательщика, не получившего все приложения
к акту проверки. ВАС РФ отметил в Решении от 09.04.2009, что «представители
заявителя в судебном заседании не смогли пояснить, каким образом положения
указанных пунктов нарушают права налогоплательщика в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности».
На выводы Суда не повлияли доводы заявителя о том, что еще в 2006 г.
КС РФ отметил, что право каждого на защиту своих прав предполагает наличие
гарантий во всех случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий служит
право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют. Поэтому при определении
прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель
не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового
органа претензиях. Иное не соответствовало бы статьям 24 и 45 Конституции
РФ [4].
ВАС РФ, видимо, сохранил заявителю возможность обратиться в Конституционный
Суд РФ. Однако Суд, претендующий на право формировать прецедентную практику,
обязан и сам применять прецеденты, руководствоваться законом в его конституционном,
а не узковедомственном истолковании.
Налицо и другая проблема: дела о несоответствии подзаконных актов законам
не должны рассматриваться по правилам искового производства, когда те,
кто заинтересован в исходе дела, не имеют возможности заявлять доводы
и выступать в суде наряду с лицом, обратившимся в суд. Недоработки или
неточности заявителя могут фатально отразиться на самом широком круге
граждан. Назрела необходимость внедрения института коллективных исков.
[1] См.: Решение ВАС РФ от 21.05.2010 № 4281/10.
[2] См.: п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв.
Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@/).
[3] См.: Решение ВАС РФ от 09.04.2009 № ВАС-2199/09.
[4] См.: Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О; о налоговой тайне
- Определение КС РФ от 30.09.2009 № 317-О.
Источник: Журнал "Налоговед", 2010, № 6.