Услуги

«АВЕНТА» делится мнением по вопросу принятия Закона о телемедицине

«Закон о телемедицине» вступает в силу с 1 января 2018 года, а положения, касающиеся выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества в форме электронных документов, применяются с 1 января 2019 года. 

Стоит признать, что фактически дистанционное консультирование существует достаточно давно с использованием специализированных площадок («форумов»), где пользователи обмениваются мнениями, предлагая "попробовать болеутоляющее", например.  Что изменится для уже существующего рынка в 2018 году, расскажет директор Департамента правового сопровождения проектов Алексей Дарков.

Форумы и мобильные приложения.

Консультирование и обмен информацией дистанционно признаются медицинскими услугами. Согласно действующему законодательству (ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") оказанием медицинских услуг занимаются медицинские организации на основании лицензии. Врач может осуществлять свою профессиональную деятельность только как работник медицинского учреждения, либо как индивидуальный предприниматель.

В этой связи, деятельность различных площадок, где происходит обмен информацией, "мнениями", а главное и сбор информации от пациентов, с большой вероятностью начинает подпадать под понятие дистанционного оказания медицинских услуг. Особенно, если присутствует элемент монетизации. Если у площадки отсутствует соответствующая лицензия, то речь идет об осуществлении медицинской деятельности без соответствующего разрешения.

Стоит также учесть разнообразие медицинских лицензий в зависимости от направления деятельности (терапевтия, стоматология, хирургия и т.д.), а также дороговизну получения каждого такого разрешения. 

Онлайн консультации с зарубежными специалистами.

К сожалению, в принятой редакции, закон не разрешает, а скорее препятствует оказанию дистанционных услуг зарубежными специалистами. Сегодня достаточно развиты услуги по направлению на лечение пациентов в зарубежные клиники. Но не всегда это медицинское вмешательство, а зачастую консультирование, проверка диагноза российских врачей, обсуждение иных методик лечения.

И если раньше отнесение дистанционных консультаций к медицинским услугам было под вопросом, то теперь это скорее медицинские услуги. В рамках нового закона такая услуга оказывается иностранным специалистом, поэтому он должен пройти процесс аккредитации (подтверждение образования), быть в трудовых отношениях с российской клиникой или зарегистрироваться в качестве ИП, а значит получить разрешение на работу и регистрацию по временному месту жительства.

Вряд ли клиники этим будут заниматься, а если и будут, то это дополнительные расходы, которые вполне могут быть сопоставимы со стоимостью направления пациента зарубеж.  Тем более, что ставить диагноз дистанционно всё ещё запрещено.

Персональные данные и обеспечение конфиденциальности информации.

Все информационные системы учреждений здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости отнесены к категории специальных систем (К1), поскольку в медицинских организациях обрабатываются персональные данные, касающиеся состояния здоровья субъектов персональных данных.

Поэтому интернет-ресурсам, включая мобильные приложения, необходимо дополнительно провести работу по подготовке комплектов документов и технической работе в сфере защиты конфиденциальной информации.

Если для Вас была полезна данная информация, то мы будем рады Вашему отзыву на Яндексе